Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.
Первое приобретение Павел Михайлович Третьяков сделал в 1854 году — это были живописные картины голландских мастеров. Весной 1856 — Павел Михайлович знакомится с коллекцией Федора Ивановича Прянишникова — директора почтового департамента, который являлся членом Петербургского Общества Поощрения художников, и одно время его президентом. Третьяков желал купить коллекцию Прянишникова, но 70 000 рублей, в которые она была оценена, было очень дорого для него. В 1867 году Прянишников умрет, и его коллекция перейдет в государственную казну, а затем в Румянцевский музей. Интересно, что мечта Третьякова осуществится, и в 1925 коллекция Румянцевского музея вольется в собрание Третьяковской галереи. Третьяков начинает собирательную деятельность. Частные картинные галереи были у царской семьи, у князей Исуповых, Голицыных, у графов Разумовских, Строгоновых и у многих других дворянских семей. В основном коллекционеры собирали западноевропейскую живопись. Интерес к отечественной возник позже — после 1812 года. До Прянишникова собирательством занимался (1810-е) П.П. Свиньин — в его собрание было 80 произведений. В 1834 году он распродаст все с молотка. В середине века в 50-60-е годы собирательством занималось московское именитое купечество. Кокорев, Ботин, Мазурин и другие. Третьяков в отличие от многих этих коллекционеров будет коллекционировать не для себя, а для всего русского народа. Первой заказной картиной Третьякова было «Искушение» 1856 года Н.Г. Шильдера. Характерно, что Павлу Михайловичу пришлась по душе жанровая правдивая сценка. Третьяков знакомился с другими художниками: Худяковым В.Г., Горавским, Сверчковым, Соколовым, Боголюбовым. Ведет переписку с петербургскими художниками, знакомится с московскими. Третьяков продолжил дело своего отца — торговлю вместе со своим братом. От отца у него осталось 180 000 р. По завещанию он разделил эти деньги среди своей семьи — братьями и сестрами, а весь свой капитал, нажитый за 10 лет, а это около 50 000 рублей, завещал на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи. Павел Третьяков много путешествовал по Европе. В Италии он познакомился с архитектором Каминским. В 1862 году он станет зятем Павла — мужем его сестры Софьи. Именно он будет автором проектов всех зданий, что построят в Москве Павел и Сергей, в частности Третьяковской галереи. Каминский же и познакомит Павла с Верой Николаевной Мамонтовой — будущей женой. В 1862 году 3 картины из коллекции Третьякова были отправлены на всемирную выставку в Лондон. Третьяков дружил со многими художниками: Шишкин, Саврасов, Васильев, Крамской, Ге. Приобретал произведения Васильева («Оттепель», «Мокрый луг»). В 1872 году Третьяков приобрел произведения Н.И. Крамского «Христос в пустыне» (одна из любимейших вещей Третьякова). К 1872 году собрание Третьякова насчитывало более 1,5 сотен картин. Необходимо было помещение, и Третьяков поручил составить проект галереи зятю Каминскому. В 1872 году Третьяков пристроил к своему дому два больших зала музейного назначения. 1874 — в них была устроена первая экспозиция картин, а в 1881 году Третьяков решает открыть галерею для свободного посещения. Портрет получает широкое развитие в этот период. В 1870 году Обществом поощрения художников в Петербурге была организована выставка русских портретов известных лиц 16-17 века. Третьяков заказывает портреты. С 1869 года Третьяков работает над идеей собрания коллекции портретов. Третьяков желал собрать портреты лучших писателей и поэтов этого времени. Состоял в переписке с писателями и художниками. Заказывал произведения. Среди приобретенных им портретов были такие как: портрет Л.Н. Толстого (Н.И.Крамской), Ф.М.Достоевского (В.Г. Перов), Н.А. Некрасова (Н.И.Крамской), портрет писателя Герцена (Н.Н. Ге). Интересно, что своего портрета Павел Михайлович ни разу не заказал. В январе 1876 года И.Н. Крамской приехал в Москву писать портрет жены Третьякова, прожил в их доме 3 месяца. В это время художник написал замечательный портрет коллекционера. «Изначально Третьяков не хотел позировать, но его скрутила подагра, и он оказался недвижим, тогда, то я и написал его портрет» Впервые Третьяков увидел произведения этого художника в мастерской в Мюнхене в 1872 году. Он был потрясен масштабностью охвата темы, раскрывающей неизвестный мир Средней Азии. Оценка коллекции Верещагина приближалась к 100 000 рублей. В 1874 году коллекция покупается Третьяковым. Павел Михайлович хотел подарить данное собрание Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но совет отказался, так как по желанию Третьякова собрание должно было располагаться в специально построенном помещении, на которое у совета не было денег. Коллекция была подарена «Обществу любителей художеств». В 80-е годы начались с приобретения индийской серии Верещагина. Третьяков, как и в первый раз, стремился не разбивать коллекцию (серию работ художника). С аукциона в Петербурге он сделал приобретение на 57 737 тыс. рублей. Среди приобретений такие картины как «Утро стрелецкой казни» Сурикова, «Портрет Мусоргского» Репина, «Утопленница» Перова, «Крестный ход в Курской губернии» Перова и др. В 1884 году Павел Михайлович приобрел картину Крамского «Неутешное горе» 1884 года, которую художник писал со своей жены, оплакивавшей смерть сына. В 1885 году Третьяков купил знаменитое произведения И.Е. Репина «Не ждали». В этом же году была приобретена серия этюдов Поленова, написанных им во время поездки на Восток. Галерея расширяет свои границы — пристраиваются новые залы. Третьяков с вниманием и уважением относился к новому поколению художников (Серову, Коровину, Нестерову), поддерживал их, приобретал их работы. Так, были куплены работы Нестерова «Варфоломей», «Пустынник». Не прекращает Павел Михайлович и собирать произведения ранних передвижников, старую русскую живопись. В 1892 году умер брат Павла Михайловича — Сергей. После его смерти Павел, выполняя условия завещания, передает всю его и свою коллекцию городу Москве. 15 августа 1893 — открывается Московская городская галерея имени братьев Третьяковых. 22 зала, 1276 картин плюс графика и скульптура. Ежегодно Дума отпускала Павлу 12000 на содержание галереи и 5 000 на покупку картин. В 1890 году Третьяков приступил к собиранию древнерусской иконописи. В 1895 году — Павлом Михайловичем овладевает неизлечимая болезнь и 4 декабря 1895 года его не стало. На сегодняшний день коллекция Третьяковской галереи насчитывает свыше 50 тысяч произведений. Это одна из самых больших и богатых коллекций изобразительного искусства в мире.
|